Тактика действий и обеспечение личной безопасности сотрудника полиции при проверке документов у граждан.

Выполнение сотрудником полиции своих профессиональных обязанностей предполагает ситуации, в которых возникает необходимость проверки документов у граждан. Простые действия при проверке документов на улице у граждан требуют от сотрудника полиции серьезного отношения к соблюдению мер личной безопасности.

Отсутствие угрозы жизни приводит к тому, что изученные тактические приемы и методы обеспечения безопасности забываются и не используются. Возникновение опасных ситуаций, когда сотрудник полиции оказывается не готов к практическим действиям, хотя мог бы предотвратить наступление опасных последствий, заканчивается в итоге получением увечья, ранением или гибелью сотрудника.

Рассмотрим тактические действия и обеспечение безопасности сотрудника полиции при проверке документов у граждан: в одиночку и вдвоем; с оружием и без него.

Приняв решение проверить документы у гражданина, сотруднику (особенно если он один) следует не только внимательно посмотреть в лицо проверяемого, зафиксировав в памяти его черты, в частности форму носа, бровей, глаз, подбородка, ушей, отмечая индивидуальные черты и характерные приметы, но и оценить место проверки с точки зрения обеспечения личной безопасности.

Приняв решение о начале действий, сотрудник должен выбрать наиболее подходящий вариант и момент привлечения внимания гражданина к себе.

Если по тактическим соображениям необходимо дополнительно подстраховаться, целесообразно подходить к объекту незаметно, со спины или наоборот, заняв наиболее выгодное положение и только после этого обратиться к нему и вежливо предложить подойти к себе.

При общении с гражданами, независимо от т ого являются ли они нарушителями или нет, возникает обязательная необходимость установления психологического контакта. 

Под психологическим контактом понимаются условия для взаимопонимания, контролируемого сотрудником взаимодействия между ним и гражданином.

Для Для конструктивного и безопасного диалога необходимо официальное расстояние. Наилучший результат достигается при общении и взаимодействии на дистанции около 1,5 -2 метров. В Момент установления этой дистанции сотрудник занимает такую позицию, которая позволяет ему упрочить свое положение по отношению к проверяемому с точки зрения удобства для обеспечения личной безопасности (стать вполоборота по отношению к проверяемому.

В уставе ППС полиции сказано: при несении службы в служебной форме одежды ППС при обращении обязан назвать должность, звание и фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.

В разговоре с гражданами сотрудники обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладания,   отвечать грубостью на грубость и в своих действиях не должны руководствоваться личными неприязненными чувствами.

В соответствии с указанным уставом, сотрудник ППСМ в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на "вы" свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать сроков и действий, оскорбляющих их честь и достоинство.

 то же время во время несения службы наряды должны проявлять осторожность и применять меры личной безопасности, исключающие возможности внезапного нападения.

Необходимо очень внимательно следить за тем, как гражданин ищет документы, какая рука и как именно извлекает их, что находится в руках, какие документы и откуда проверяемый достает для удостоверения личности.  

Старший группы (наряда) производит проверку документов, второй сотрудник обеспечивает его безопасность, наблюдая за действиями проверяемого и окружающей обстановкой. Сотрудник, обеспечивающий безопасность должен быть готов к выполнению этой ответственной задачи (быть бдительным, внимательным , уметь практически оценивать обстановку и принимать своевременные верные решения, в т ом числе связанные с применением огнестрельного оружия). 

При возникновении подозрения в отношении проверяемого проверяющий подает ранее оговоренный условный знак (сигнал) об опасности нападения и только после этого продолжает проверку.

При попытке гражданина выполнить какие-то подозрительные действия, нужно перейти к отработанным тактическим приемам задержания одного подозреваемого двумя сотрудниками под угрозой применения огнестрельного оружия.

   

 "Профессионал" № 6, 2019 ( 14.01.2020)

  

 

О работе по совместительству

Сотрудники Органов внутренних дел имеют право заниматься по совместительству оплачиваемой научной, педагогической и творческой деятельностью. 

В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. № 29-П указано, что федеральный законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.

В свою очередь граждане, добровольно избирая такого рода деятельность соглашаются с ограничениями, которые обуславливаются приобретаемым ими правовым статусом, а потому установление особых правил прохождения государственной службы и требований к избравшим ее лицам само по себе не может рассматриваться как нарушение закрепленных ст. 32 (часть 4) и 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на равный доступ к государственной службе и права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, что полностью соответствует предписаниям статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в установленных ею целях ограничения прав граждан федеральным законом.  

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 № 342 - ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон о службе) при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник ОВД должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства , не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

Согласно п. 12 части 1 статьи 12 Закона о службе сотрудник ОВД обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника.

Частью 4 статьи 34 Закона о службе установлено, что работа сотрудников по совместительству не допускается, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, которая не приводит к возникновению конфликта интересов и не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел . При  этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 282 Трудового кодекса РФ совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. 

Согласно ст. 3 Закона РФ от 09 октября 1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства РФ о культуре":

- творческая деятельность - это создание культурных ценностей и их интерпритация;

- культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические промыслы и фольклор.

Названным законом РФ к направлениям культурной деятельности (деятельность по сохранению, созданию распространению и освоению культурных ценностей отнесено в том числе: художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое музыкальное творчество.

Таким образом, в определенных в части 4 статьи 34 Закона о службе случаях сотрудники ОВД в свободное от службы время могут работать по совместительству в качестве режиссера певца, музыканта. При этом данная деятельность должна осуществляться  на условиях трудового договора.

Частью 4 статьи 34 Закона о службе предусмотрено, что об осуществлении педагогической, научной и иной творческой деятельности сотрудник обязан уведомить непосредственного руководителя.   

 

журнал "Полиция России" (декабрь 2019)

Об обеспечении исполнения государственных контрактов, заключаемых в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Об обеспечении исполнения государственных контрактов, заключаемых в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

          В 29 пункте Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года (далее– Обзор), рассмотрены правовые позиции по разрешению спорных ситуаций, возникающих при исполнении контрактов, которые стали широко применяться судами. Большее количество вопросов предоставления обеспечения исполнения контракта не имеют должной нормативной регламентации, что порождает неоднозначную судебную практику. 

       Законодателем установлена альтернативная норма, предоставляющая участникам закупок право самостоятельно выбирать наиболее удобный для них способ обеспечения исполнения контракта – банковская гарантия, выданная банком, или внесение денежных средств на указанный заказчиком счет. Безусловно, внесение денежных средств на счет заказчика является наиболее удобной формой обеспечения исполнения контракта для заказчика, поскольку в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств по контракту заказчику гарантировано применение мер ответственности к контрагенту, так как денежные средства уже находятся на его счете и предоставляется возможность их удержать.        

      При удержании денежных средств на счете заказчика возникает риск направления контрагентом иска о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами. Чтобы предотвратить вынесения судом решения об удовлетворении такого иска необходимо грамотно вести претензионную работу, в документации о закупке и самом контракте предусматривать право заказчика на удержание обеспечения исполнения контракта за невыполнение поставщиком условий контракта, осуществлять процедуру одностороннего расторжения контракта, а также внесения контрагента в реестр недобросовестных поставщиков.    Именно все эти обстоятельства увеличат шансы государственного заказчика на разрешение в его пользу спора о взыскании обеспечения исполнения контракта.

          

Об открытости полиции

Как должен вести себя сотрудник полиции, находящийся  при исполнении служебных обязанностей с представителями СМИ? В каких случаях можно разрешать использовать свои изображения, производить съемку, давать комментарии, основываясь исключительно на федеральных законах и иных открытых источниках? (и. Владимиров, Москва)

 

Сотрудники органов внутренних дел (полиции) в своей повседневной оперативно-служебной деятельности сталкиваются с ситуациями, когда представители СМИ, граждане начинают осуществлять фото, видеосъемку сотрудников органов внутренних дел (полиции) как публичных государственных служащих. Данное обстоятельство обусловлено положениями Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции", предусматривающего право граждан Российской Федерации осуществлять общественный контроль за деятельностью полиции(часть 1 ст. 50), а также открытость деятельности полиции для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Граждане  имеют право в порядке, установленном законодательством РФ, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен ФЗ "О полиции" (части 1 и 2 ст. 8)

Например, согласно пункту 4 статьи 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне"государственную  составляют следующие сведения: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности и деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, о лицах, сотрудничающих или сотрудничающих на конфеденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, об организации, о силах, средствах, и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, о методах и средствах защиты секретной информации; об организации  и о фактическом состоянии защиты государственной тайны.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" подлежат защите сведения об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Названными нормативными правовыми актами определен перечень оснований, при наличии которых деятельность полиции может быть связана с ограничением информации о ее осуществлении.

При решении вопроса о возможности и порядке проведения фото, видеосъемки сотрудников полиции, находящихся при исполнении служебных обязанностях, в каждом конкретном случае следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина. С одной стороны, на свободный поиск получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации), а с другой стороны - на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени ( ст. 23 Конституции РФ), на охрану своего изображения (ст. 1521 Гражданского кодекса РФ), а также из необходимости защиты сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ст. 12 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").

Условия получения и использования изображения гражданина (в том числе и должностных лиц МВД России) определены статьей 1521 Гражданского кодекса РФ. При этом указанная правовая норма не содержит запрета на получение такого изображения, но ограничивает его обнародование и дальнейшее использование, которые допускаются только с согласия этого гражданина, либо в случаях, перечисленных в законе, в частности когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах ( п. 1 п. 1) когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях.

В соответствии с п. 2 части 4 ст. 5 Федерального закона "О полиции" в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникшие в связи с эти права и обязанности гражданина. При этом действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан (часть 2 статьи 9 ФЗ "О полиции"   

Журнал "Полиция России" декабрь 2018 

  ГУ МВД России по Волгоградской области    Отдел МВД РФ по Котельниковскому району    Отдел МВД РФ по Среднеахтубинскому району
              Управление МВД России по г. Волгограду             Отдел МВД РФ по Котовскому району             Отдел МВД РФ по Серафимовичскому району
  Управление МВД России по г. Волжскому   Отдел МВД РФ по Палласовскому району   Отдел МВД РФ по Даниловскому району
  МО МВД РФ «Урюпинский»   Отдел МВД РФ по Суровикинскому району   Отдел МВД РФ по Киквидзенскому району
  МО МВД РФ «Камышинcкий»   Отдел МВД РФ по Быковскому району   Отдел МВД РФ по Кумылженскому району
  Отдел МВД РФ по городу Михайловке   Отдел МВД РФ по Городищенскому району   Отдел МВД РФ по Нехаевскому району
  МО МВД РФ «Фроловский»   Отдел МВД РФ по Дубовскому району     Отдел МВД РФ по Новониколаевскому району
  Отдел МВД РФ по Алексеевскому району    Отдел МВД РФ по Калачевскому району   Отдел МВД РФ по Октябрьскому району
  Отдел МВД РФ по Еланскому району   Отдел МВД РФ по Ленинскому району   Отдел МВД РФ по Ольховскому району
  Отдел МВД РФ по Жирновскому району   Отдел МВД РФ по Николаевскому району   Отдел МВД РФ по Руднянскому району
  Отдел МВД РФ по Иловлинскому району   Отдел МВД РФ по Новоаннинскому району   Отдел МВД РФ по Старополтавскому району
  Отдел МВД РФ по Клетскому району   Отдел МВД РФ по Светлоярскому району   Отдел МВД РФ по Чернышковскому району